Три белых полоски украшают воротники матросов Российского флота. Это символы побед наших отважных флотоводцев при Синопской бухте, у Чесмы и у Гангута.
На дворе 1769 год. Адмирал Григорий Андреевич Спиридов, отправляясь на войну с турками и возглавив эскадру, жалуется Екатерине Великой на свою немощность и хворобу. Ему 56 лет. Неустрашимый и легендарный флотоводец весь в сомнениях.
— Я дам тебе силы, -сказала в ответ государыня. Она сняла со стены образ Иоанна воина и благословила им адмирала.
Через год флот российский одержал сокрушительную победу при Чесме. Турецкая эскадра просто перестала существовать. Ночная атака на брандерах, умело разработанная адмиралом Спиридовым с участием главнокомандующего графа Алексея Орлова и других флотоводцев, позволила сжечь фактически все корабли Гассан-бея и уничтожить более десяти тысяч турок. Потери с русской стороны составили лишь одиннадцать человек.
За победу в русско-турецкой войне адмирал был награжден орденом святого Андрея Первозванного, но вся слава почему-то отошла фавориту Екатерины II графу Алексею Орлову.
Существует мнение, что такой расклад сильно опечалил флотоводца и он попросился у императрицы в отставку.
В следующем году Россия будет праздновать 250 лет Чесменскому сражению. Этот государственный праздник отмечается как День воинской славы и День победы русского флота над турецким флотом и приходится на 7 июля. А в апреле 2020 года исполнится 230 лет со дня смерти адмирала Григория Спиридова. Он был похоронен в семейном склепе в церкви, возведенной на его средства в селе Нагорье Переславского уезда. Провожали легендарного флотоводца в последний путь лишь местные крестьяне и его верный друг- контр-адмирал Степан Хметевский, также герой Чесменского сражения.
Существует поверье, что отважный адмирал в мирной жизни отличался невероятной скромностью, да и дела в его многочисленных окрестных деревнях шли очень даже обыденно. И эта скромность невероятным образом отразилась и на самой памяти о Григории Андреевиче Спиридове.
После свершения революции Преображенский храм, которым так гордился адмирал, был в 30-е годы разграблен и переоборудован под складские помещения. Тело адмирала извлекли из могилы и выбросили за ограду. Захоронили флотоводца в другом месте. Понятно, что с могилы исчез тогда кортик флотоводца, а барский дом сгорел. Осталось всего несколько деревьев, но и их позднее спилили.
В военное время в 1944 году неожиданным образом с подачи адмирала флота Николая Кузнецова центральная магистраль Московская в селе Нагорье стала именоваться улицей адмирала Спиридова, а тело флотоводца вернули на прежнее место в храм.
В 60-е годы прошлого века недалеко от церкви устанавливается скромный памятник адмиралу, в 80-е выпускается почтовая марка в его честь, а также поныне действует экспозиция о жизненном пути Григория Андреевича в местном школьном музее.
И это пожалуй, все, что связано с памятью адмирала на всем необъятном российском пространстве. Пройдитесь по улицам Выборга, где 29 января 1713 года в семье коменданта города, отвоеванного у шведов Петром I, родился будущий бесстрашный флотоводец. Вряд ли вы отыщите хоть какой-то скромный переулок, отмеченный фамилией адмирала. Нет в этом городе и мемориальной доски, памятника, другого какого-то упоминания, связанного с беспримерным героем Чесменского сражения.
На флоте лишь в конце XIX-начале XX вв. ходил по морям броненосный фрегат «Адмирал Спиридов», позднее списанный в утиль. И больше о флотоводце в военно-морском ведомстве никто не вспоминал.
Мы много сейчас говорим о патриотизме, сетуя на то, что ничего не помним и не знаем. Но как же может приехать любой желающий из нас в Нагорье, если дороги туда хоть со стороны Москвы, хоть из Переславля-Залесского-сплошь лишь ямы да рытвины, а все дома на центральной улице имени адмирала Спиридова отмечены лишь цифровыми указателями. И только на самом первом строении имеется скромная совсем крохотная табличка с обозначением звания и фамилии Григория Андреевича. Да только издалека вы вряд ли сможете это прочитать, подойдите, пожалуйста, поближе, нет, еще ближе!
А на месте давно сгоревшей барской усадьбы отстроили дом и в нем ныне располагается детский сад. Каждое утро идут сюда мамаши и папаши с детьми. И что же видят крохи, проходя ежедневно мимо памятника адмиралу? Зимой все подходы к нему обычно занесены снегом, летом повсюду лишь одна трава. И ни цветочка, ни веночка! Вот и весь патриотизм! Так и со школьным музеем с адмиральской экспозицией, куда никто не наведывается-ни губернаторы, сколько их уже сменилось в Ярославской области, ни местные чиновники. Да и кто сюда приедет, если дороги такие, что ни проехать, ни пройти!
Что же стало с нашей памятью? Почему сейчас такое отношение к легендарному адмиралу, выигравшему Чесменское сражение? Последняя и единственная книга о нем была написана в 50-е годы прошлого века. Фильм о Чесме и его героях так и не могут отснять до сих пор наши уважаемые кинематографисты. А последние прижизненные вещи Григория Андреевича (штоф и пара небольших картин) хранятся в музее «Ботик Петра I» в Переславле-Залесском. До отдельного же краеведческого памятного хранилища в его честь в Нагорье все как-то руки не доходят. На все, про все как и обычно нет денег!
За историю и ее подлинных героев всегда следует заступаться. Мне вспоминается как однажды довелось встретиться в киргизском городе Кызыл-Кия с пограничником, пулеметчиком с заставы Кижеватова Григорием Терентьевичем Еремеевым. Он был отправлен с донесением в тыл, попал в плен, прошел шесть фашистских концлагерей из которых всякий раз совершал побеги и закончил войну в югославском сопротивлении. И он, герой Брестской крепости, снимал тогда маленькую комнату у знакомых. В 80-е годы одна небольшая публикация об этом в газете «Правда» заставила местных чиновников незамедлительно выдать Еремееву ордер на двухкомнатную квартиру. В 90-е годы статья в газете «Известия» дала возможность Герою России пограничнику Олегу Петровичу Хмелеву переехать из зала ожидания железнодорожного вокзала, где он периодически ночевал с семьей, в трехкомнатную квартиру в Красногорске. Да, в те годы были газеты, которых до смерти боялись чиновники всех мастей и была соответствующая отдача от таких неприятных по их мнению публикаций! Где это все сейчас! И как заступиться за память адмирала Спиридова, каким же образом можно добраться до его могилы и поклониться его праху, когда вокруг такие непролазные дороги, а в его бывших окрестных многочисленных деревнях по — прежнему как и при барине дома все также отапливаются дровами?
Группа ветеранов военной службы начинает формировать движение «За адмирала Спиридова!». Под наше знамя приглашаются встать все желающие. Совсем скоро откроется счет, куда каждый сознательный гражданин может перечислить посильную для себя сумму. Часть средств пойдет на покупку дома в Нагорье, где после ремонта откроется настоящий музей адмирала, что-то непременно будет передано Преображенской церкви и, конечно же, всегда у подножия его памятника будут лежать живые цветы. В любое время года!
А еще хочется провести там же в Нагорье песенный фестиваль памяти адмирала Спиридова, на котором вместе с другими исполнителями непременно выступит Вика Цыганова со своей бессмертной песней «Андреевский флаг».
За адмирала Спиридова!
Валентин Малютин